Зачем нужно изучать информатику, обучение программированию в Тольятти.

Николаенко Н.Н.  Нужно ли изучать информационные технологии?

Информационные технологии (ИТ) тесно связаны с компьютером и программным обеспечением, под управлением которого он и работает. Сегодня компьютер используется практически во всех сферах деятельности человека. Компьютер обрабатывает потоки различной информации, управляет производственными процессами, встраивается в разнообразную технику, используется в качестве личного бытового устройства, а специалисты любого профиля, как правило, имеют компьютер на своем рабочем столе и применяют его в качестве основного инструмента по обработке информации. И если необходимость глубоких знаний в области ИТ для разработчиков компьютерной техники и программного обеспечения никто не оспаривает, то от обычных пользователей компьютеров порой можно услышать, что им достаточно небольшого курса обучения.

Очевидно, что степень владения компьютером ограничивает круг задач, которые могут решаться пользователем, и определяет эффективность их решения. Таким образом, хотя бы поверхностное знание о решаемых задачах могло бы определить, что нужно знать из области ИТ. Не претендуя на полноту изложения, выделю основные группы задач, которые в общем случае могут и пересекаться.

Во-первых, это задачи, связанные с вводом и накоплением информации. Такие задачи обычно решают операторы, например: продавцы, работающие на современных кассовых аппаратах (фактически компьютерах). Да и сами покупатели выступают в роли операторов при покупке товара в супермаркете через терминалы. Решаются эти задачи с помощью специальных прикладных программ. Для работы в этих программах не требуется особых знаний в области ИТ, а современный уровень информационной культуры населения вполне достаточен для решения подобных задач практически без подготовки.

Далее, это задачи бытового характера. Они ограничиваются в основном поиском информации и общением в интернете, подготовкой простейших текстов, работой с электронной почтой, применением мультимедийных приложений (игры, музыка, фильм и т.п.). Разработчики программного обеспечения, используемого при решении таких задач, много сделали для того, чтобы работа с ним была простой и интуитивно понятной. Поэтому некоторые пользователи при затруднениях ограничиваются «помощью друга», но все же для комфортной и продуктивной работы следует пройти курс обучения под руководством специалиста. Могут помочь в решении таких задач и самоучители.

Следующий круг задач - это задачи, решаемые специалистами различных профессий (предметных областей) на своих рабочих местах. Для решения таких задач характерно применение офисных и иных прикладных программ. Отметим, что большинство таких программ имеют встроенные средства по программированию, позволяющие создавать полноценные приложения. При работе с компьютером эти специалисты выполняют создание и редактирование достаточно сложных текстовых, табличных и графических файлов, накопление, анализ и обработку информации. Кроме того, им приходится самостоятельно настраивать и обновлять программы, подключать к компьютеру новое оборудование, так как не каждое предприятие имеет в штате специалиста по обслуживанию компьютеров, а вызов такого специалиста требует дополнительных расходов, порой немалых.

Важно отметить, что во многих случаях специалистам-предметникам приходится периодически решать одни и те же задачи, которые можно запрограммировать и тем самым автоматизировать их решение. Некоторые задачи для своего решения требуют от специалистов глубоких знаний стандартных средств обработки информации, которые имеют применяемые программы.

И, наконец, группа самых сложных задач, решаемых на компьютере, - это создание компьютерных программ. Этим занимаются программисты. И, поскольку создаваемые программы затрагивают, как правило, не только ИТ, но и другие предметные области, то без помощи специалиста-предметника программисту не обойтись. Именно он должен грамотно поставить задачу, а для этого такой специалист должен обладать знаниями не только в своей области, но и в области информационных технологий.

Таким образом, квалифицированный специалист-предметник должен обладать так называемым «компьютерным мышлением»: уметь абстрактно мыслить, понимать логику работы компьютерной техники и знать, как с помощью этой техники решаются задачи. Здесь уже не обойтись без серьезного курса по информатике с изучением программирования. Успешное прохождение такого курса дает возможность самостоятельно решать многие возникающие в повседневной работе задачи, обогащает работу за компьютером, вносит в нее элементы творчества, повышает самооценку специалиста и расширяет его компетенции, что, безусловно, весьма положительно оценивается его руководством.

Остановимся на вопросах обучения информационным технологиям. Большинство экспертов склоняется к тому, что обучение специалиста-предметника после окончания учебного заведения (института, техникума и т.п.) неэффективно. Учитывая актуальность компьютерных знаний, многие учебные заведения, не связанные с подготовкой специалистов по информатике и программированию, дополняют свои программы обучения различными курсами по ИТ. Но отсутствие профильных преподавателей, должной системной подготовки в области ИТ, а также направленность всего учебного процесса на подготовку специалистов по профилю учебного заведения, дают очень скромные результаты. Эти результаты, к сожалению, мы имеем возможность наблюдать на курсах, проводимых со специалистами предприятий. Поэтому возникает закономерный вопрос – а не лучше ли проводить это обучение до начала профессиональной подготовки специалиста? Например, начать обучение с 6-7 класса, поскольку когнитивные способности учащихся (абстрактное и логическое мышление, принятие решения и т.п.) получают должное развитие к 12-13 годам.

Многолетний опыт работы нашей школы показывает, что занимаясь информатикой 1-2 раза в неделю, учащийся к окончанию общеобразовательной школы получает всю необходимую подготовку, позволяющую ему свободно ориентироваться в области ИТ, включая программирование. Это позволяет ему в дальнейшем более эффективно решать задачи в любой профессиональной деятельности. Кроме того, он может, как и многие выпускники нашей школы, выбрать программирование в качестве своей будущей профессии. Отметим, что специалисты в области ИТ в настоящее время стоят на первых позициях рейтингов по востребованности, перспективности и уровню заработной платы.

Нуралиев Б.Г. Почему молодежи надо идти в информационные технологии, зачем учить программирование?

Если в ХIX веке в мире доминировали страны, у которых большие колонии, в ХХ веке — наиболее индустриально развитые страны, то ХХI век — век интеллектуальной продукции. Сегодня Америка — сверхдержава не столько благодаря своим авианосцам, а потому, что весь мир смотрит американские фильмы и запускает американские программы. И в этом смысле для патриотизма тоже очень важно, чтобы в России были свои...

Читать статью целиком на сайте www.pcweek.ru →

^ НАВЕРХ